Внесенный в  правительство новый прогноз Минэкономики до 2018 года, на основе  которого будет строиться бюджет-2016, впервые выглядит приближенным к  наблюдаемой экономической реальности. В него на 2016 год заложены цена  нефти в $50 за баррель, рост ВВП на 0,9%, близкий к нулевому рост  реальных доходов населения, промпроизводства, оборота розницы, небольшой  спад экспорта и реалистичный прогноз оттока капитала. Реальность может  опровергнуть расчеты Минэкономики новым снижением темпов роста в Китае,  дальнейшим спадом инвестиций и проблемами с импортозамещением: ничего из  этого списка прогноз реальным не считает и поэтому не учитывает.
Окончательная версия текущего экономического  прогноза Минэкономики («Основные параметры прогноза  социально-экономического развития РФ на 2016–2018 годы») внесена в  правительство и будет в ближайшее время рассмотрена для целей  дальнейшего планирования бюджета на 2016 год. Документ есть в  распоряжении “Ъ”, главное его отличие от версии от 19 августа (см. “Ъ” от 26 августа)  — измененные базовые сценарные условия. В базовой версии в августе цена  на нефть, учитываемая в прогнозе, росла с $52 за баррель в 2015 году до  $55 в 2016 году и $60 в 2017 году. В финальной базовой версии (если у  расчетов команды Алексея Улюкаева и есть небазовые сценарии, то они в  документе не упоминаются) цена нефти в 2015–2016 годах зафиксирована на  уровне $50 за баррель и растет до $55 в 2017 году и $60 в 2018 году.  Исходя из этого, «нефтяной шок» августа 2015 года Минэкономики  предлагает считать не закончившимся — нефть в IV квартале 2015 года в  нем учитывается по цене $38,7 за баррель, то есть существенно ниже, чем  цены, наблюдаемые сейчас. Исходя из этого, в частности, ведомство верит в  курс доллара в 70 руб./$ до конца нового года (см. график) с  последующим вялым «отскоком».
             
            Напомним, прогнозы Минэкономики уже много лет хронически более  оптимистичны, чем последующие сводки Росстата, по большинству параметров  — по крайней мере, если сравнивать их с более консервативными  прогнозами Банка России. Тем не менее последняя версия документа,  отличающаяся от версии 19 августа непринципиально, по крайней мере по  прогнозным цифрам 2015 года крайне близка к текущим оценкам  негосударственных аналитиков по инфляции, инвестициям, динамике ВВП,  промросту и показателям платежного баланса: в сущности, пока это самый  реалистичный экономический прогноз в той мере, в которой это может себе  позволить госведомство. Минэкономики, видимо, более не считает  достижимым таргет ЦБ по инфляции в 2018 году (в 2016 году среднегодовая  инфляция, по этим расчетам, составит 7,7%, на конец года — 7%, на конец  2018 года — 5,5%). Реальный эффективный курс рубля в 2016 году не  изменится (в 2015 году он ослабнет в итоге на 18,2%). Инвестиции в  основной капитал после обвала 2015 года на 10,8% снизятся в 2016 году  еще на 1,5%. Реальные доходы населения вырастут на символические 0,1%  (то есть не вырастут), оборот розницы увеличится на 0,7% (в августовской  версии — на 1,9%), промпроизводство — на 0,6% (ранее — 1,1%).
К достоинствам прогноза стоит отнести и  трезвую оценку оттока по капитальному счету: в 2015 году он оценивается в  $93 млрд, в 2016 году — в $80 млрд против $70 млрд в предыдущей версии.  Наконец, ВВП России, положительный вклад в который продолжает вносить  экспорт, вырастет в 2016 году на 0,9% — ранее рост прогнозировался на  уровне 1,8%.
Очевидная базовая проблема расчетов  Минэкономики — то, что учет «заниженных» нефтяных цен в нем дан де-факто  в отрыве от возможных причин обвала мировых рынков. Минэкономики  исходит из среднегодовых темпов роста мировой экономики на уровне 3,5% в  2015–2018 годах. Схожие прогнозы в июле 2015 года делали в МВФ и  Всемирном банке. При этом рост в КНР на уровне 6–6,5% ВВП в год до 2018  года в прогнозе учтен — однако снижение нефти ниже $50 за баррель как  раз обеспечивалось сомнениями инвесторов в масштабах китайского снижения  темпов роста. Напомним, в начале сентября на встрече G20 управляющий  директор МВФ Кристин Лагард заявила, что риски замедления экономического  роста, особенно для развивающихся стран, заметно увеличились. В среду  же аналитики Citigroup объявили о том, что шансы рецессии в мировой  экономике (снижения мирового ВВП) в ближайшие два года составляют 55%.  Старший экономист банка Виллем Буйтер уточнил: главной причиной  возможной рецессии может стать сокращающийся спрос в развивающихся  странах, в первую очередь в Китае.
Прогноз Минэкономики пытается оценить это  через понижение прогнозных нефтяных цен — но речь может идти о  сокращении спроса на все экспортные товары РФ, в том числе нефтепродукты  и металлы.
Вторая проблема прогноза — это предполагаемая  Минэкономики модель восстановительного роста. Согласно пояснительной  записке к документу, в условиях сокращения частных инвестиций и  «оптимизации» инвестпрограмм электросетевых компаний и «Газпрома» (с  целью снижения уровня инфляции), инвестспрос будет расти (правда, с 2017  года) на госзаказе, что поддержит машиностроение. Положительное же  влияние на строительный сектор до 2018 года (в котором прогнозы  подозрительно оптимистичны) будут оказывать неописанные «намеченные  масштабные инфраструктурные проекты», а это должно подтолкнуть в  экономике РФ обработку. Одним из основных факторов восстановления  промышленности в министерстве видят производство товаров  потребительского спроса, прежде всего продовольствия, одежды и обуви. В  реальности же последние курсовые шоки приводили лишь к всплеску  потребления импортных товаров (см. “Ъ” от 31 августа).  Но в документе министерства отмечается, что предполагаемые скромные  темпы роста физического импорта (3,9% в среднем за 2016–2018 годы) будут  объяснять «ослабление курса рубля и динамика внутреннего спроса». По  сути, с 2017 года, как предполагается, экономика будет расти по старой  схеме — основным фактором экономического роста наряду с государственным  спросом и мегапроектами станет опережающий производительность труда рост  зарплат в частном секторе. Они, впрочем, и в 2018 году не достигнут  уровня 2014 года.
Заметим, что гипотеза о том, что граждане  переключатся на отечественные потребительские товары, во многом  объясняет и предположение о резком увеличении профицита сокращающегося  счета текущих операций платежного баланса с $60 млрд в 2016 году до $81  млрд в 2018 году. Разумеется, сложно упрекать Минэкономики в том, что  оно верит в разрабатываемые правительством программы импортозамещения.  Тем не менее для целей прогноза предполагать быстрый успех странно — а  без этого эффекта прогноз Минэкономики был бы осторожнее.
На 2017–2018 годах цифры, прогнозируемые  Минэкономики, в среднем немного хуже, чем в августовской версии,  особенно к выборному 2018 году. Впрочем, это при отказе от трехлетнего  бюджета в пользу однолетнего почти не имеет значения. Отметим, в прогноз  уже внесена индексация пенсий раз в год по уровню прогнозной, а не  фактической инфляции — тем не менее явно предвыборный рост зарплат в нем  есть.
Наконец, важное допущение прогноза — то, что  динамика ВВП РФ сейчас уже является положительной: «в июле достигнута  точка перегиба, ВВП показал рост на 0,1%», пишется в документе. Между  тем ненадежность помесячной оценки ВВП с очисткой от сезонности более  или менее общеизвестна, тогда как реакция предпринимательской среды на  события августа 2015 года — пока нет. Последняя оценка годовой динамики  ВВП в 2015 году из Минэкономики — спад в 3,6%, предполагается, что «дно»  уже пройдено. С немалой вероятностью выход из рецессии даже при  стабилизации роста в Китае, стабильных нефтяных ценах и отказе граждан  от импорта начнется только в 2016 году: еще несколько месяцев падения  ВВП и продолжение спада инвестиций в уже достигнутых темпах могут  сделать прогноз Минэкономики слишком хорошим, чтобы быть правдой.